Внесены в Реестр СИ
История одного гидроиспытания. Акустико-эмиссионная дефектоскопия вакуумной колонны //Журнал "ТехНадзор" №10(71) октябрь 2012г.
История одного гидроиспытания. Акустико-эмиссионная дефектоскопия вакуумной колонны
//Журнал "ТехНадзор" №10(71) октябрь 2012г.
Как известно, гидравлическому испытанию подлежат все сосуды после их изготовления. Однако результаты штатных гидравлических испытаний вновь изготовленной вакуумной колонны установки первичной переработки нефти получились далеко не тривиальными.
С введением технического регламента на моторные топлива для каждого нефтеперерабатывающего завода разработан комплекс мероприятий, предусматривающий строительство новых и реконструкцию действующих установок. Технологические процессы модернизированного завода в настоящее время позволяют достичь глубины переработки нефти более 95% и получить нефтепродукты, отвечающие современным и перспективным требования. Особое место в программе развития перерабатывающего сектора нефтяных компаний занимает проект расширения действующих мощностей.
В июле 2012 года наши специалисты были приглашены для сопровождения и обеспечения безопасности при проведении первичных гидравлических испытаний вакуумной колонны установки первичной переработки нефти одного из нефтеперерабатывающих заводов, проходящего в настоящий момент реконструкцию. Следует отметить, что вакуумная колонна является по своему назначению одним из наиболее значимых аппаратов установки первичной переработки нефти и фактически замыкает весь цикл переработки. По своему функциональному назначению вакуумная колонна служит для вакуумной дистилляции остатка атмосферной перегонки (мазута) и получения вакуумной дизельной фракции, вакуумного газойля и вакуумного гудрона.
Конструкция постамента, для такого устройства, спроектирована впервые (в основной своей массе аналогичные колонны устанавливались на железобетонное основание конусообразной или цилиндрической формы). Постамент представляет собой четырехгранное сооружение размером 9,5м х 9,5м и высотой 18,5м. Главными несущими элементами его являются четыре трубы диаметром 500мм с толщиной стенки 30мм. Вакуумная колонна устанавливается на верхний ярус постамента. Нагрузки от опорного кольца вакуумной колонны воспринимаются непосредственно балками постамента его верхней площадки. Несущими конструкциями являются четыре главные и четыре второстепенные балки высотой 600мм. Усилия от этих балок передаются на колонны двумя способами: 1)непосредственно и 2)посредством системы многоярусных связей полураскосного типа. Во втором случае связи включаются в работу через стойки, расположенные в середине пролетов крайних балок, на трех этажах постамента. Таким образом, передача нагрузки с опорного кольца аппарата на колонны происходит не только на верхнем этаже постамента, а распределяется на пять его этажей. Такое конструктивное решение позволяет разгрузить несущие элементы постамента и предложить несложные, с точки зрения изготовления и монтажа, узлы.
Масса металла конструкции (включая внутренние устройства) составляет 530 тонн. При вводе в эксплуатацию обязательным требованием является проведение гидравлического испытания, при этом масса воды добавляет нагрузку на металлоконструкции и фундамент свыше 2 тысяч тонн. Кроме этого на металлоконструкции, вакуумную колонну, трубопроводы обвязки, фундамент при испытании могут действовать следующие нагрузки:
- масса всей конструкции с водой до 2,3 тысяч тонн;
- внутреннее испытательное давление 6,1 кгс/см2 ;
- столб жидкости на отдельные элементы колонны и трубопроводы до 50 метров;
- ветровые нагрузки до 48 кг/м2, Эскиз колонны и опорной конструкции;
- сейсмическая нагрузка до 9 баллов.
Все перечисленные факторы и каждый в отдельности, в совокупности с возможными дефектами изготовления и монтажа, могут привести к возникновению аварийных ситуаций: появлению сквозных дефектов и утечки среды, возникновению трещиноподобных дефектов, отрыву отдельных элементов конструкции, деформации металлоконструкций, деформации трубопроводов, растрескиванию фундамента и прочее.
Для обеспечения безопасного проведения гидравлического испытания было принято решение применить метод акустической эмиссии. Метод акустической эмиссии позволяет обеспечить безопасное проведение гидравлического испытания за счет:
- 100% контроля всей сплошности основного металла и сварных соединений аппарата, трубопроводов, металлоконструкций,
- выявления момента возникновения трещиноподобных дефектов и слежения за их развитием,
- выявления мест деформации конструкций;
- обнаружения мест возможных утечек на стадии образования микротечей.Контроль за состоянием вакуумной колонны.
Возможные дефекты:
- трещины в монтажных стыках, особенно в местах приварки патрубков трубопроводов.
- утечки через бобышки, фланцевые соединения.
Контроль за состоянием трубопроводов.
Возможные дефекты:
- трещины в монтажных стыках, особенно на отводах, тройниках.
- утечки через фланцевые соединения.
- дефекты опорной конструкции трубопровода.
Контроль за состоянием металлоконструкций и фундамента.
Рис.2 Схема контроля оборудования при штатных ГИ
Возможные дефекты:
- трещины в сварных и болтовых соединениях, особенно на несущих колоннах.
- деформация конструкций.
- растрескивание фундамента.
Далее приведены основные результаты акустико-эмиссионного контроля, полученные на промежуточных стадиях штатных гидравлических испытаний вновь изготовленного оборудования вакуумной колонны установки первичной переработки нефти.Рис.3 График налива колонны до 30% Рис.4 Местоположение источника
IV-класса опасности при наливе до уровня 30% (540м3).
После проведенного ремонта сварных стыков крепления пятки связи гидравлическое испытание возобновилось. При наливе до уровня 50% (890м3) по результатам акустико-эмиссионного контроля металлоконструкций вакуумной колонны обнаружены источники АЭ IV-го класса опасности (катастрофические), свидетельствующие о наличии развивающихся дефектов как при нагружении металлоконструкций, так и при их разгрузке путем слива испытательной среды (эффект Кайзера не выполняется, имеет место эффект Филисити). В процессе выполнения АЭК также обнаружены многочисленные источники АЭ II, III классов опасности на верхнем (несущем) ярусе связей полураскосного типа, свидетельствующие о зарождении и дальнейшем развитии новых дефектов. Испытания были остановлены, вода полностью слита.
Рис.5 График налива колонны до 50% Рис.6 Месторасположение источников АЭ
при наливе до уровня 50% (890м3) в 8 узлах
крепления диагональных связей 5го яруса.
Рис.7 Графические результаты АЭК при уровне налива 50% (890м3).
Экспоненциальный рост активности АЭ-сигналов
Результаты дополнительного дефектоскопического контроля свидетельствуют, что верхние и нижние узлы диагональных связей 5-го яруса подвержены необратимым деформациям с нарушением условия плоскопараллельности сопрягаемых поверхностей, состояние болтовых соединений свидетельствует о превышении расчетных нагрузок и рассоединении соединяемых узлов опорных металлоконструкций в пяти из восьми нижних узлов диагональных связей 5-го яруса.
По результатам проведенного акустико-эмиссионного контроля был сделан вывод о недопустимости проведения дальнейшего гидравлического испытания оборудования вакуумной колонны путем налива воды и необходимости замены на пневматические испытания с обязательным акустико-эмиссионным контролем согласно требований ПБ 03-576-03 с целью предотвращения дальнейшего необратимого перехода структуры металла опорных металлоконструкций в область пластической деформации.
Применение метода акустико-эмиссионного контроля при проведении штатных гидравлических испытаний вновь изготовленного оборудования позволило:
- обеспечить безопасное проведение гидравлических испытаний.
- осуществить непрерывный контроль за состоянием всей сплошности металла опорных металлоконструкций, вакуумной колонны и технологических трубопроводов обвязки как на статических режимах, так и при наливе испытательной среды.
- своевременно проинформировать заказчика о зарождении и развитии критических дефектов на промежуточных стадиях испытаний, что позволило устранить опасные дефекты в конструкции.
- выявить скрытые дефекты, предотвратить их развитие, не допустить возможную аварийную ситуацию как при гидравлических испытаниях, так и при всей дальнейшей эксплуатации оборудования колонны.